VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы и пути повышения конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей, регионов страны

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009002
Тема: Проблемы и пути повышения конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей, регионов страны
Содержание







  
  Междисциплинарная курсовая работа
  Тема:
   Проблемы и пути повышения конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей, регионов страны





 Выполнил: студент
                                                                            гр. МЭК 13-3
                                                                                    Харциз В.А.

                                                     Проверил: к.э.н., доцент
Козырская И.Е.



Оглавление
Введение	3
1. Конкурентоспособность: понятие, характеристика и способы ее оценки	5
1.1. Понятие конкурентоспособности товаров, товаропроизводителей и регионов страны	5
1.2. Методы оценки конкурентоспособности	11
2. Практическое применение показателей  конкурентоспособности	20
2.1. Определение уровня конкурентоспособности региона на примере  Иркутской области	20
2.2. Определение уровня конкурентоспособности товаропроизводителя и товаров на примере ООО «Компания Востсибуголь»	25
3. Направления повышения конкурентоспособности	29
3.1. Основные проблемы, препятствующие повышению  конкурентоспособности	29
3.2. Возможности и пути повышения конкурентоспособности	32
Заключение	38
Список использованной литературы	39
Приложения	42








Введение
     На сегодняшний день вопрос повышения конкурентоспособности стоит довольно–таки остро, равно как и развитии экономики в целом. Во многом это обусловлено тем, что каждая страна заинтересована в постоянном совершенствовании своей экономической системы, что в идеале позволит ей оставаться на приемлемом и достаточно конкурентоспособном уровне. 
     Неотъемлемыми составляющими успешного развития экономики сегодня являются вопросы конкурентоспособности, во многом задающие тон процессам совершенствования в области социально–экономического развития страны. 
     Действительно ли развитие и повышение конкурентоспособности является важным условием для страны, желающей быть полноправным и конкурентоспособным участником современных международных экономических отношений? Что вообще представляет собой конкурентоспособность и каковы ее особенности применительно к различным категориям? Существуют ли на сегодняшний день проблемы и пути повышения конкурентоспособности?
      Вопросы, безусловно, являются актуальными особенно сегодня, когда каждое государство в условиях экономической неустойчивости стремится к созданию сильной и независимой экономики, обладающей широким спектром конкурентных преимуществ.
     Объектом данной работы являются вопросы конкуренции и ведения конкурентной борьбы. Предметом, в свою очередь, — конкурентоспособность применительно к товарам, товаропроизводителям и регионам.
     Цель данной работы: изучение понятия и механизмов конкурентоспособности; анализ методик расчета и определение показателей конкурентоспособности; оценка конкурентоспособности регионов, товаров и товаропроизводителей России и Иркутской области в целях определения основных проблем и направлений повышения конкурентоспособности.
     
     
     Задачами данной работы являются:
     1. Изучение основных теоретических аспектов конкурентоспособности;
     2. Анализ и оценка показателей, характеризующих конкурентоспособность применительно к различным категориям;
     3. Практическое применение рассмотренных методик определения уровня конкурентоспособности на примере Иркутской области и ООО «Компания Востсибуголь»; 
     4. Определение основных проблем и вариантов повышения конкурентоспособности товаров, товаропроизводителей и регионов страны.
     В данной работе используется аналитический метод, включающий анализ научных статей и публикаций, рейтингов и ежегодных отчетов статистических органов; сравнительный метод, подразумевающий сопоставление показателей лидирующих регионов и предприятий с показателями определенного региона и товаропроизводителя и др.
     Работа представлена тремя главами. В первой главе рассмотрены основные понятия, характеристики и методология оценки конкурентоспособности. Во второй главе представлена информация о практическом использовании методов оценки конкурентоспособности, подкрепленная статистическими данными, приведены основные показатели конкурентоспособности на разных уровнях. В третьей главе приведены основные проблемы, перечислены основные меры повышения конкурентоспособности товаров, товаропроизводителей и регионов.
     
     
    
    
1. Конкурентоспособность: понятие, характеристика и способы ее оценки
1.1. Понятие конкурентоспособности товаров, товаропроизводителей и регионов страны
     Безусловно, чтобы в полной мере и безошибочно оперировать понятием конкурентоспособности в данной работе необходимо дать наиболее полное и четкое ее определение, а также рассмотреть особенности толкования и использования данного понятия применительно к товарам, товаропроизводителям и регионам. 
     Однако прежде чем говорить о конкурентоспособности, для начала необходимо определить, что же такое конкуренция. Ведь «конкурентоспособность» — не что иное, как производное от слова «конкуренция».  
     Так, согласно экономическому словарю А.Б. Борисова, конкуренция — (лат. concurrentia — столкновение) — состязание между экономическими субъектами: борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод; представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике [2, с. 345]. 
     В Федеральном законе от 26.07.2007 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1, с. 4].
     Нетрудно заметить, что ключевыми словами в определениях конкуренции являются состязание, соперничество, борьба между экономическими субъектами, нацеленные на получение выгод. Так что же тогда представляет собой понятие конкурентоспособности?
     Обратившись к литературе, несложно заметить достаточно внушительное количество определений рассматриваемого понятия конкурентоспособности, значение каждого из которых может быть вполне дополнено определением из иного источника. Именно поэтому представлено несколько определений, по мнению автора, наиболее точно характеризующих конкурентоспособность, для того чтобы иметь четкое представление о данном понятии.
     В Таблице 1.1 представлены определения конкурентоспособности, данные разными авторами в своих работах. 
     Таблица 1.1
     Сравнительный анализ понятия «конкурентоспособность»
№
Определение конкурентоспособности
Автор
1)
Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами и конкурирующими субъектами рыночных отношений [17, c. 32]
М. Портер
2)
Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей субъектов экономики, которые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке [18, c. 50]
П.С. Завьялов
3)
Свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [21, c. 28]
Р.А. Фатхутдинов
      Источник: таблица составлена автором по данным [17], [18], [21]
     В каждом из приведенных понятий прослеживается тесная связь с понятием конкуренции. Таким образом, выходит, что конкурентоспособность — это совокупность качеств и свойств объектов, позволяющих конкурировать, быть способным к борьбе и соперничеству с субъектами, предлагающими аналогичные объекты на рынке.
     Нетрудно заметить, что трактовки определений конкурентоспособности различны. На самом деле, эти различия попросту обусловлены особенностями ее экономической сущности. Прежде всего, стоит отметить присущий конкурентоспособности  многоуровневый характер. В чем же он заключается?
     На самом деле, в современной экономике термин «конкурентоспособность» используется применительно к категориям разного уровня, таким как товар, фирма, отрасль, регион и, конечно же, страна в целом. Взаимосвязь различных уровней конкурентоспособности отражена в схеме, своеобразной «пирамиде конкурентоспособности».
     
     Рис. 1.1. Пирамида конкурентоспособности
      Источник: [18, с. 9]
     Между понятиями конкурентоспособности на разных уровнях определенно существует взаимосвязь и взаимозависимость. Так, например, конкурентоспособность страны и региона зависят от способности отрасли и конкретных предприятий производить конкурентоспособные товары. В то же время, выпуск достаточно конкурентоспособной продукции может осуществляться лишь в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом. Таким образом, конкурентоспособность объектов каждого из нижестоящих уровней является по большому счету фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней в идеале создают условия, которые обеспечивают конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.
     Безусловно, для дальнейшего исследования проблемы представляется необходимым рассмотреть определения конкурентоспособности применительно к субъектам, обозначенным в теме данной работы. Учитывая многообразие взглядов на понятия разными авторами, определения для удобства будут представлены в таблицах (по аналогии с Таблицей 1.1).
     Таблица 1.2
№
Определение конкурентоспособности региона
Автор
1)
Это наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона [3, c. 26]
В.И. Видяпин,
 М.В. Степанов
2)
Это роль и место региона среди других регионов страны в отношении способности обеспечить высокий уровень благосостояния населения и реализовать имеющейся экономический потенциал (в его производственной, финансовой, трудовой, инвестиционной, инновационной, ресурсно-сырьевой и иных составляющих) 
[16, c. 41] 
А. Воротников
3)
Это обусловленное экономическими, социальными, политическими, экологическими и другими факторами положение региона и его отдельных подсистем, отраслей, товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [14, c. 10]
А.З. Селезнев
4)
Это продуктивность (производительность) использования региональных продуктов, и в первую очередь, рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая реализуется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике [13, c. 45]
М. Портер
5)
Конкурентоспособность региона определяется как наличием тех или иных конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли, так и способностью региональных властей создавать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества в определённых областях [20]
А.В. Ермишина
     Сравнительный анализ понятия «конкурентоспособность региона»
      Источник: составлена автором по данным [3], [4], [13], [14], [20]
     Если провести сравнительный анализ определений конкурентоспособности региона, можно выделить основные критерии и ключевые моменты, лежащие в основе рассматриваемого понятия и являющиеся общими для представленных трактовок. К ним можно отнести:  
     ? высокие результаты регионов в экономическом «соперничестве» с другими регионами; 
     ? реализация экономического потенциала региона; 
     ? рост инвестиционной привлекательности; 
     ? повышение качества жизни населения региона; 
     ? наличие условий для развития региональных предприятий; 
     ? высокий уровень валового регионального продукта и устойчивый рост показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона.
     Обобщив представленные критерии конкурентоспособности региона, можно отметить, что под этим термином во многом понимается способность превосходить конкурирующие регионы как в экономическом потенциале и результатах деятельности, так и в возможности адаптироваться к меняющимся условиям и создании необходимых для развития региона условий.
     Безусловно, огромное влияние на конкурентоспособность региона оказывает конкурентоспособность фирм и предприятий (товаропроизводителей), функционирующих в определенном регионе, а также конкурентоспособность производимых на данной территории товаров, что также было отмечено при описании пирамиды конкурентоспособности. 
     В Таблице 1.3 представлены определения конкурентоспособности предприятия, по мнению автора работы, наиболее полно раскрывающие значение данного термина. 
     Изучив представленные определения, можно также отметить, что конкурентоспособность предприятия — это во многом относительная характеристика, выражающая степень отличия предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов. Более того, определения характеризуют как внешнюю и внутреннюю деятельность предприятия, так и товарную составляющую, что в конечном итоге сводится к созданию условий для ведения конкурентной борьбы.
     Таблица 1.3
     Сравнительный анализ понятия «конкурентоспособность предприятия»
№
Определение конкурентоспособности предприятия
Автор
1)
Это комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы [17, с. 35]
Р.А. Фатхутдинов
2)
Под конкурентоспособностью предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей [19, с. 26]
Л.Н. Чайникова
3)
Это способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише [20, с. 21]
М.Г. Миронов
      Источник: составлена автором по данным [17], [19], [20]
     На самом деле, товарная составляющая в определениях конкурентоспособности предприятия совсем не случайна, поскольку конкурентоспособность предприятия во многом определяется именно тем, насколько конкурентоспособен производимый им товар.
     Конкурентоспособность товара также имеет достаточное количество трактовок, в каждой из которых акцент сделан на те или иные характеристики данного понятия. В Таблице 1.4 приведены определения, данные различными авторами.


     Таблица 1.4
№
Определение конкурентоспособности товара
Автор
1)
Это совокупность качественных и стоимостных характеристик продукции, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов [11, с. 66]
А.Г. Мокроносов
2)
Это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке [15, с. 27]
Х.А. Фасхиев
     Сравнительный анализ понятия «конкурентоспособность товара»
Источник: составлена автором по данным [11], [15] 
     Таким образом, конкурентоспособность товара определяется зачастую его уникальными характеристиками и параметрами, позволяющими вести конкурентную борьбу и быть востребованным. 
     Изучив и проанализировав многообразие существующих определений, нетрудно заметить, что каждый из авторов, несмотря на незначительные расхождения в трактовках, определяет конкурентоспособность именно способностью противостоять конкурентам в борьбе за потребителей и рынки сбыта. Причем это применительно как к товарам, так и к товаропроизводителям и регионам. Кроме того, хорошо прослеживается взаимосвязь конкурентоспособности на каждом из представленных уровней.
1.2. Методы оценки конкурентоспособности
      Для дальнейшего и более полноценного изучения конкурентоспособности различных экономических субъектов необходимо, прежде всего, разобраться посредством чего она оценивается. Какие алгоритмы, методы и способы ее оценки существуют и какие из них наиболее востребованы и распространены? 
     Начать стоит с методов оценки конкурентоспособности региона — категории, во многом определяемой конкурентоспособностью нижестоящих в пирамиде конкурентоспособности товаропроизводителей и товаров.
     В настоящее время существует большое количество методик оценки конкурентоспособности региона. При этом в основе большинства методик, описанных различными авторами, лежит оценка инвестиционной привлекательности региона, уровень жизни населения и эффективность использования ресурсов. Данный подход широко распространён и в мировой практике. Однако прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо ознакомиться с механизмом управления конкурентоспособностью региона, представленной на Рис. 2.1.
     
     
     











Рис. 2.1. Механизм управления конкурентоспособностью региона
Источник: [21, c. 6]
     Наглядно представлено, что механизм управления конкурентоспособностью региона состоит из множества элементов, одним из которых является непосредственно оценка конкурентоспособности региона. Более того, необходимость оценки возникает на самых ранних этапах управления конкурентоспособностью, что позволяет судить о том, что роль ее, безусловно, велика.
     В Таблице 2.1 представлены особенности существующих отечественных и зарубежных методик оценки конкурентоспособности региона.
     Таблица 2.1
     Особенности российских и зарубежных методик оценивания 
конкурентоспособности региона
Название
Характеристика
Российские методики
Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI
Методика предполагает комплексную оценку, характеризующую фактическую способность территории конкурировать за ресурсы и рынки сбыта. Индекс конкурентоспособности региона AV RCI отражает фактическую реализацию 7 факторов межрегиональной конкуренции
Рейтинг развития регионов (РРР)
Используются 15 статистических показателей. Данные показатели относятся к трем сторонам развития региона: социальная сфера, экономика, социальная и экономическая инфраструктура. Проведение оценки базируется на использовании сравнительного (горизонтального) метода
Рейтинг конкурентоспособности регионов России IRPEX
Используются 130 экономических, социальных, финансовых, территориальных показателей. Проведение оценки базируется на использовании сравнительного (горизонтального) метода. По результатам оценки происходит разделение регионов по группам: лидирующие, относительно благополучные, средняя группа, отстающие и проблемные
Зарубежные методики
Метод Европейской комиссии
Используются 4 главных индикатора: экономика, демография, образование, рынок труда. Кроме количественной оценки используется сопоставление собственных показателей по качеству, свойствам и эффективности с аналогичными показателями конкурентов

Продолжение Таблицы 2.1
Название
Характеристика
Зарубежные методики
Метод Евразийского института 
конкурентоспособности
В процессе исследования используются более 10 показателей регионального развития, в том числе уровень среднедушевого валового регионального продукта, численность населения, богатство кластерных портфелей, бизнес-климат и др. Кроме количественной оценки изучается наличие у губернаторов стратегии на «опережающее развитие и партнерство с бизнесом»
Модель Всемирного экономического 
форума
При проведении оценки используются более 50-ти факторов и показателей. Данные факторы при анализе делятся два субиндекса: оценка конкурентоспособности предприятий и оценка бизнес-климата страны или региона. Данный метод можно использовать не только для оценки конкурентоспособности регионов, но и стран
Источник: [21, c. 7-8]
     Сравнительный анализ изученных методик позволяет выявить как сходства, так и различия. Основное сходство методик заключается, безусловно, в объекте исследования — конкурентоспособность регионов. Различие заключается в том, что каждый из представленных подходов имеет свой определенный набор показателей и направлений исследования. Рейтинг конкурентоспособности регионов России IRPEX, который использует в процессе оценки 130 показателей, является самой обширной методикой [7, c. 3]. 
     В качестве отличия методик можно отметить методы, Лежащие в основе оценки. В большинстве методик используется горизонтальный метод анализа показателей, предполагающий сравнение каждой позиции различного рода отчетности с предыдущим периодом (анализ динамики). Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI предполагает системную оценку конкурентоспособности регионов по рынкам факторов развития. А метод Евразийского института конкурентоспособности и вовсе дополняет количественную оценку изучением стратегии развития территорий.
     Та или иная методика исследования конкурентоспособности региона обычно выбирается в зависимости от целей исследования. 
     После того, как оценка проведена, в соответствии с механизмом управления конкурентоспособности, необходимо обобщить результаты анализа и выявить конкурентные преимущества и «слабые» стороны в социально-экономическом развитии изучаемого региона. После чего, придерживаясь указанной последовательности, происходит поочередная разработка и внедрение разработанной программы, сопровождаемое контролем. В завершении возникает необходимость оценки результатов проделанной работы.
     Использование обозначенного механизма управления конкурентоспособностью региона на практике способствует повышению уровня социально-экономического развития территорий, качества жизни населения, что, безусловно,  позволяет укреплять позиции региона по отношению к регионам–конкурентам.
     Познакомившись с методиками оценки конкурентоспособности региона, необходимо рассмотреть существующие расчетные и расчетно-графические методы оценки конкурентоспособности предприятия (Таблица 2.2).
     Данная таблица наглядно демонстрирует многообразие существующих  методов и возможностей оценки конкурентоспособности товаропроизводителей. Выбор того или иного метода зачастую определяется сложностью и возможностью проведения полноценной оценки, а также имеющимися преимуществами и недостатками. 
     Методы оценки конкурентоспособности предприятия классифицированы в зависимости от того, на чем основаны суждения о конкурентоспособности, а также в зависимости от вида и способа представления данных, результатов. 
     Аналогично, в Таблице 2.3 представлена классификация основных методов оценки конкурентоспособности товара. 
     
     Таблица 2.2
Характеристика, метод расчета
Преимущества и недостатки
Матричные методы 
(матрица БКГ, Портера, «Привлекательность рынка/конкурентоспособность», 
«Привлекательность отрасли/конкурентоспособность» и др.)
Сущность оценивания состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали — относительная доля предприятия на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке
Преимущества: позволяет обеспечить высокую адекватность оценки

Недостатки: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений, а также требует наличия достоверной маркетинговой информации, что влечет необходимость соответствующих исследований
Методы, основанные на оценивании конкурентоспособности
товара или услуги предприятия
Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его товара/услуги. Для определения конкурентоспособности товара используются различные маркетинговые методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена — качество. Расчет показателя конкурентоспособности по каждому виду продукции ведется с использованием экономического и параметрического индексов конкурентоспособности
Преимущества: учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия — конкурентоспособность его товара/услуги

Недостатки: позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе фирмы, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты его деятельности
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции
Согласно этой теории, наиболее конкурентоспособными являются те фирмы, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов 
Преимущества: учет разносторонних аспектов деятельности предприятия 

Недостатки: основу подхода составляет идея о том, что показатель конкурентоспособности предприятия может быть определен путем элементарного суммирования способностей фирмы к достижению конкурентных преимуществ. Однако сумма отдельных 
элементов сложной системы (каковой является любое предприятие), как правило, не дает того же результата, что и вся система в 
целом
     Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Продолжение Таблицы 2.2
Характеристика, метод расчета
Преимущества и недостатки
Комплексные методы
В основе подхода лежит утверждение, в соответствии с которым конкурентоспособность предприятия есть интегральная величина по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу. Текущая и потенциальная конкурентоспособность и их соотношения в рамках интегрального показателя конкурентоспособности предприятия в зависимости от метода могут варьироваться
Преимущества: учитывает не только достигнутый уровень конкурентоспособности фирмы, но и его возможную динамику в будущем

Недостатки: способы и приемы, используемые при определении текущей и потенциальной конкурентоспособности в конечном счете воспроизводят методы, используемые в рассмотренных ранее подходах, что влечет и недостатки соответствующих подходов
Источник: составлена автором по данным [8], [12, c.67]
     На практике, оценка конкурентоспособности товара осуществляется товаропроизводителями при проектировании нового товара, или же торговыми организациями при анализе рынка и различными потребительскими организациями в рамках независимых потребительских экспертиз.
     Представленные в Таблице 2.3 методы позволяют судить о том, что на сегодняшний день существует огромное количество подходов к тому, чтобы оценить конкурентоспособность товара. Каждый метод уникален по-своему и, безусловно, распространен в разной степени.
     Большое многообразие методов оценки конкурентоспособности региона, товаропроизводителей и товаров говорит о том, что вопрос оценки конкурентоспособности на сегодняшний день актуален и ему на сегодняшний день в достаточной степени уделено внимание. Более того, одни методы могут быть применимы там, где не могут быть применимы другие, что добавляет вариативности в вопросе о выборе способов оценки конкурентоспособности того или иного экономического субъекта.

Таблица 2.3
Классификация методов оценки конкурентоспособности товара
Методы
Характеристика
Классификация по используемому принципу
Органолептические
Основаны на использовании органов чувств человека; значения показателей находят путем анализа полученных ощущений
Регистрационные
Основаны на использовании информации, получаемой путем фиксации наличия и подсчета определенных событий, документов или затрат
Измерительные
Основаны на использовании информации, получаемой с использованием средств измерений
Экспериментальные
Заключаются в использовании информации, получаемой в результате эксперимента — опытной эксплуатации
Расчетные
Основаны на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей потребительских показателей качества от технических характеристик
Социологические
Осуществляются путем сбора, анализа и обобщения мнений потребителей
Экспертные
Основаны на использовании и обобщении мнений высококвалифицированных специалистов-экспертов
Статистические
Объектом исследования являются статистические данные, полученные в результате наблюдений или экспериментов
Аналитические
Основаны на анализе и оценке исследуемых критериев
Маркетинговые
Используются для определения такого критерия конкурентоспособности, как доли на рынке группы товаров
Классификация по номенклатуре критериев
Прямые
Основаны на номенклатуре критериев, включающей как минимум качество (уровень качества) и цену, и позволяющие рассчитывать интегральный показатель качества или оценивать отношение качество/цена
Косвенные
Основаны на номенклатуре, включающей один из двух основных критериев — качество или цену либо другие критерии, которые опосредованно характеризуют качество или отношение качество/цена
Продолжение Таблицы 2.3
Методы
Характеристика
Классификация по стадии оценки (исходя из жизненного цикла продукции)
Применяемые на стадиях проектирования и изготовления продукции
Используются для прогнозирования конкурентоспособности, определения путей повышения качества и снижения цены 
потребления новых образцов товаров
Применяемые на стадиях реализации и 
эксплуатации
Используются в торговых и потребительских организациях, где оценивают конкурентоспособность на основе объема продаж, уровня реализации, скорости продажи товаров-аналогов
Классификация по форме представления данных
Графические
Данные представлены в графическом виде (модель 4 AS и др.)
Матричные
Данные представлены в виде матриц (матрица Нильсена, Портера и др.)
Расчетные
Данные представлены посредством расчетов (методы средневзвешенного арифметического, метод анализа иерархий и др.)
Комбинированные
На практике матричные и графические методы, как правило, комбинируют с расчетными (метод красной цены и др.)
Источник: составлена автором по данным [14, c.272-279]

2. Практическое применение показателей 
конкурентоспособности 
     Для дальнейшего исследования вопроса конкурентоспособности, а именно выявления основных проблем, необходимо обратиться к практическим примерам. Для этого стоит изучить ситуацию, характерную для регионов России, в особенности, Иркутской области на сегодняшний день. Более того, важно определить уровень конкурентоспособности основных товаропроизводителей и товаров региона, что позволит сделать выводы об их текущих позициях в сфере конкурентной борьбы.  
2.1. Определение уровня конкурентоспособности региона на примере 
Иркутской области
     Среди представленного в главе 1.2 многообразия методик оценки конкурентоспособности региона необходимо выбрать одну, дающую наиболее полную и качественную характеристику позиций региона. 
     Возможно, оптимальным вариантом будет выбор методики расчета с использованием Индекса конкурентоспособности регионов AV RCI, поскольку он включает в себя анализ и оценку конкурентоспособности регионов по рынкам основных факторов развития: 
1. Рынки (продукты и объем экономики);
2. Институты (государственные, частные и общественные);
3. Человеческий капитал;
4. Инновации и информация;
5. Природные ресурсы;
6. Пространство и реальный капитал;
7. Инвестиции и финансовый капитал [26]. 
     Для более четкого и наглядного представления, факторы, формирующие Индекс конкурентоспособности региона представлены схематично на Рис. 2.1.
     Более того, данные рейтинга находятся в свободном доступе в интернете и являются достаточно актуальными, что также является аргументом в пользу выбора данной методики оценки. 
     	
     Рис. 2.1. Структура Индекса конкурентоспособности регионов AV RCI
      Источник: [7, с. 7]
     Чтобы побеждать в глобальной конкуренции за рынки сбыта и втягивать в регион дополнительные факторы развития регион, согласно методике, строит систему управления будущим, направляя усилия на повышение конкурентоспособности и социально-экономическое развитие в приоритетных комплексах и зонах территориального развития, основанное на комплексной системе мер и эффективных проектов.
     Для того чтобы оценить позиции Иркутской области, необходимо обратиться непосредственно к рейтингу регионов России, составленному исходя из показателей рассчитанного Индекса конкурентоспособности регионов AV RCI 2015. Данные рейтинга представлены в Таблице 2.1 и Приложении 1.
Несмотря на то, что рейтинг охватывает все регионы России, в данной работе для удобства будет приведен материал лишь по первым 40 регионам.
     Согласно представленному рейтингу Иркутская область входит в первую десятку, занимая достаточно высокое девятое место. Из этого следует логический вопрос — за счет чего Иркутская область расположилась на данном месте?
     Таблица 2.1
     Рейтинг регионов России по Индексу конкурентоспособности регионов AV RCI 2015 
 
















Источник: [21, с. 16] 
     Для ответа на поставленный вопрос необходимо изучить подробнее представленную в Таблице 2.1 и Приложении 1 структуру факторов, на основе которых определен показатель индекса. Более того, для всех регионов определены позиции в России по отдельным факторам, что позволяет в некоторой степени определить сильные и слабые сферы каждого из регионов. 
     Что же касается Иркутской области, то нетрудно заметить, что высокие позиции характерны для показателей «Природные ресурсы» (3-е место в России) и «Пространство, реальный капитал» (5-е место в России). При детальном рассмотрении составляющих показателя «Природные ресурсы» (Приложение 1), видно, что высокие данного показателя во многом обусловлены высокими оценками практически всех его составляющих: «Лесные ресурсы» — 2-е место в России, «Земля» и «Водные ресурсы» — 4-е место в России, «Полезные ископаемые» — 7-е место в России. 
     И это совсем неудивительно. Это связано с тем, что в пределах Иркутской области имеются богатые месторождения полезных ископаемых, золота, запасы редких металлов, алюминия, олова, полиметаллических руд и др. Это и Лено-Витимский золотоносный район, и Восточно-Саянский золотоносный район, и множество других месторождений металлов. А если рассмотреть структуру экспорта для Иркутской области в 2016 г., то «Минеральные продукты (в т.ч. топливно-энергетические товары)» имели значительный удельный в товарной структуре экспорта, наряду с «Металлами и изделиями из них» и составляли 21,9% и 38,3% соответственно [24]. 
     Кроме того, большой удельный вес равный 38,0% экспорта был присущ товарной отрасли «Древесина и целлюлозно-бумажные изделия». Ведь Иркутская об.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44